Сквозь века и на века

Изделия из металла

Строительные материалы и технологии | №6 (99) '2009
  • © «Аллюр»

    © «Аллюр»

  • © «Мастерская Кузнецов»

    © «Мастерская Кузнецов»

Изделия из металла все успешнее осваивают как внутреннее пространство и фасады загородного дома, так и окружающий ландшафт, становясь неотъемлимой частью интерьера и архитектурных особенностей участка.



Долговечен и выразителен

Обработка металлов давлением — первый вариант придания металлу формы. Технология основана на физическом воздействии инструмента на металл, находящийся в горячем или холодном состоянии. Если обработка ведется, пока металл находится в пластичном состоянии, то это ковка или прокатка. Разница между ними состоит в характере воздействия. При ковке давление имеет импульсный характер (удары ручного или механического молота), при прокатке — постоянный. Изделия, полученные прокаткой, часто служат заготовками для ковочных работ, а могут использоваться и самостоятельно.

Формовка металлоизделий в холодном состоянии — это уже штамповка, хотя при больших давлениях становится возможной и так называемая холодная ковка. Правда, волочение (протягивание изделий через фильеру) тоже обычно реализуется при холодном металле. Пользуясь данным методом в ювелирном деле, небольшой серебряный слиток превращают в проволоку длиной более 20 м (в зависимости от диаметра), чтобы использовать ее затем в качестве исходного материала. А ведь ювелир, по мнению многих специалистов, — тоже кузнец, только работающий с объектами несколько иных масштабов.

Второй вариант придания металлу тех или иных очертаний — литье (получение изделий путем заливки расплава в литейную форму, принимающего конфигурацию полости формы и сохраняющего ее после затвердевания). В данном случае агрегатное состояние металла отличается не просто пластичностью, но текучестью. Здесь сначала художник должен хорошо потрудиться над моделью, а макетчик — суметь отобразить ее в литейной форме.

Ворота и калитка задают тональность оформления загородной резиденции. Поэтому не будет лишним придать им откровенно парадный вид, в том числе и с помощью металлических изделий. Стиль при этом может быть любым: лаконичным, пышным, эклектичным — в любом случае металл ассоциируется с надежностью и защищенностью.

Возрождение мастерства

  • © Kettler

    © Kettler

  • © Kettler

    © Kettler

  • © «Аллюр»

    © «Аллюр»

  •  © «Сварог»

    © «Сварог»

  •  © «Сварог»

    © «Сварог»

В России кузнечное дело достигло высокохудожественного уровня еще на стыке XVII–XVIII столетий. В XIX и XX веках оно было заметно потеснено более дешевым чугунным литьем. И до относительно недавнего времени многие изделия кованого ассортимента рассматривались потребителем лишь с утилитарнофункциональной стороны. От них чаще всего требовались лишь надежность и запас прочности. (Здесь четко просматривается аналогия со временами господства романского стиля: на первом месте — неприступность, на втором — эстетика.) Сейчас наблюдается своеобразный ренессанс популярности кузнечной продукции — заслуженную оценку вновь обретает красота кованого металла (опять же напрашивается сходство с переходом от тяжеловесного романского стиля к легкости готики).

Главными покупателями дорогих изделий эксклюивной ручной ковки выступают владельцы загородных домов. Именно здесь как нельзя к месту пришлись произведения кузнецов, устраивающие перекличку с эпохой дворянских усадеб. Активнее стали использовать в проектах декоративный металл и архитекторы. В каждой части усадьбы должна быть изюминка, какой-либо эстетический акцент, подчеркивающий стильность загородной резиденции. И металл способен взять на себя роль основы композиционного центра. Одно из направлений в оформлении внутреннего убранства — использование настоящих рыцарских доспехов. Кузнечные мастерские среди других услуг декларируют и изготовление лат, кольчуг, шлемов для домовладельцев, питающих пристрастие к батально-историческим предметам.

При проектировании и реализации маломальски протяженных объектов (заборов, ворот, решеток) активную роль в выстраивании композиции играет ритм. От характера чередования элементов (будет ли оно строго регулярным или произвольно переменчивым, т.е. периодически равномерным или каллиграфически свободным) зависит в конечном счете характер оформления участка в целом.

Сборка эксклюзивных изделий, как правило, производится с помощью сварки (раньше — чисто кузнечной, горновой, сейчас все чаще прибегают к более простому и быстрому виду монтажа — дуговой сварке). Наряду со штучными произведениями кузнечного искусства фирмы предлагают и широкий ассортимент готовых металлоизделий, совмещающих в одном комплекте прокат (в том числе и с художественной обработкой) с декоративными литыми или коваными элементами, изготовленными машинным способом. Балюстрады, решетки, ворота, фонари, балконы, люстры, подсвечники, лестничные ограждения, каминные наборы, канделябры и ручки для дверей могут быть исполнены как эксклюзивно, так и в виде заранее разработанных комплектов.

Промышленно-серийный характер технологии снижает стоимость продукции. Без ручного труда не обойтись, но современное оборудование (приспособления для гнутья решеток, машины «холодной» ковки, станки для различных видов обработки поверхностей металлов, наборы клейм с различными дизайнами оттисков и т.д.) существенно меняет его характер. Надо сказать, что даже работы, относящиеся к чисто ручной ковке, не обходятся все же как минимум без механического молота, запатентованного еще в 1842 году. Естественно, вручную никто не будет ковать прутья для модульных элементов изгородей — здесь в качестве заготовок используется продукция металлопрокатного производства. Декоративные наконечники, завитки, навершия столбов и другие элементы конструкции могут быть отлиты из нержавеющей стали с разной степенью полировки поверхности — от гладкозеркальной до матовой.

Как правило, разработке эскиза предшествует рекогносцировка места будущего размещения металлической композиции или знакомство с его планом. Комплект поступает заказчику со склада в виде готовых к сборке модулей, при монтаже которых может даже не понадобиться сварка (применяются и резьбовые соединения). Лестничные ограждения могут комплектоваться по желанию клиента полосой с отверстиями для установки деревянного поручня.

Кружевные кованые решетки на окнах имеют такое же охранное предназначение, что и решетки обычные. Но две разновидности оконных «забрал» отличаются абсолютно не сравнимой образностью (особенно если ажурность оконной решетки выдержана в одном стиле с воротами и оградой). Тогда даже сильно «заштрихованное» металлом окно не выглядит тяжеловесным, поскольку является частью ансамбля.

Одежда и макияж

Большинство металлов варьируются по цвету в относительно небольших пределах серых тонов. Для получения более разнообразных оттенков в сплав добавляются цветные металлы. Обогатить декоративно поверхность металла можно и в готовом изделии — с помощью нанесения тонкого слоя другого более благородного металла (хрома, никеля и т.п.). Применяются также оксидирование и патинирование, существенно расширяющие цветовой диапазон металлических поверхностей и придающие им зеленые, черные, фиолетовые, синие, желтые или красные тона.

  • © German Forge

    © German Forge

  • © «Сварог»

    © «Сварог»

  • © «Мир ковки и лепнины»

    © «Мир ковки и лепнины»

Подобные эксперименты с поверхностью чаще практикуются при доводке литых изделий (особенно авторских скульптур) и осуществляются самим художником. Для обработки кованых изделий существуют специальные средства.

Разработанные недавно Евросоюзом новые технические регламенты отличаются возросшими требованиями и в части антикоррозионной защиты. Это побуждает производителей выпускать защитные составы с новыми потребительскими качествами. К средствам профессиональной защиты кованого металла от коррозии относятся покрытия, позволяющие добиться эффекта оцинковывания металлоконструкции. Последние достижения в данной области отличаются простотой процесса нанесения и гарантируют результаты, по эффективности не уступающие горячей оцинковке. Для покраски кованых изделий применяются различные лакокрасочные составы, специально адаптированные к свойствам металлических поверхностей. Покрытие в несколько слоев может защищать металл около 10 лет.

азработаны краски и для случаев, когда момент начала коррозии металла упущен. Таким красителем можно обрабатывать даже покрытые ржавчиной металлические поверхности, поскольку состав одновременно является преобразователем ржавчины, грунтом и декоративной эмалью. Ржавчина превращается в соединение, обладающее отличным сцеплением с защищаемой поверхностью, а поверхностный слой самого средства обретает водоотталкивающие свойства за счет стеклянной компоненты. При традиционном способе покрытия поржавевший металл пришлось бы обрабатывать в несколько этапов: готовить поверхность, грунтовать, шпатлевать и, наконец, красить. Совместимость описываемой краски почти со всеми видами существующих покрытий (акриловых, эпоксидных и т.д.) позволяет реставрировать и ранее окрашенные изделия из металла.

Подверженность атакам со стороны химических реагентов, вызывающих коррозию, зависит от места расположения металлической композиции. В интерьере металл меньше страдает от сернистого ангидрида, которого хватает в наружном воздухе (особенно в городах). Для металлоизделий, эксплуаируемых в условиях повышенной влажности и больших перепадов температур, имеются свои краски, позволяющие к тому же не только защитить поверхность металла, но и декоративно состарить ее.

Цвет всегда является одним из важнейших композиционных средств. К примеру, контраст кованого металла неожиданно белого цвета с зелеными садовыми растениями или темной драпировкой в интерьере может оказаться невероятно выразительным и стать доминантой оформления той или иной части экстерьера/интерьера. Отметим: кованые изделия, как правило, лишены блеска. Поэтому именно цвет в содружестве с характером объема и выразительостью силуэта задает в рассматриваемом случае пространственную живописность.

По пластическим свойствам самым подходящим материалом для ковки являются черные металлы — железо и углеродистые стали с содержанием углерода 0,1–0,3%. Содержание технологического процесса ковки осталось таким же, каким было много веков назад: заготовки нагреваются в горне и куются на наковальне.

Наиболее распространенными материалами для литья являются чугун и бронза. О филигранных возможностях технологии свидетельствует каслинское художественное литье из чугуна, когда литое изделие трудно отличить от настоящего кружева. На Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже (1900 год) каслинский чугунный павильон получил Гран-При.

Текст: Владимир Бреус

Поделиться:

Смотрите также

  • Сделайте мне красиво Строительные материалы и технологии | №5 (98) '2009 Сделайте мне красиво

    Традиция покрывать стены квартир обоями пришла к нам с Востока. На Западе же стены всегда красили. Но сегодня и в России все чаще для отделки интерьера используют краски. Благо что выбор красок, в том числе декоративных, теперь огромен...

  • Современная старина Строительные материалы и технологии | №5 (98) '2009 Современная старина

    Она вышла из-под земли, чтобы подняться на самый верх здания. Керамическая черепица, являсь одним из самых древних кровельных материалов, прекрасно себя чувствует и в нынешних условиях, разделяя пространство современных крыш с другими типами кровли...

  • Незабытое старое Строительные материалы и технологии | №4 (97) '2009 Незабытое старое

    Попытки предать забвению деревянные окна не увенчалась успехом, о чем свидетельствует вновь возрастающая доля данного вида продукции в оконном производстве. Доводы в пользу древесины различны — от красоты природного материала до его функицональных и качественных преимуществ...